18.10.2024
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
Речь ребёнка в 2 года активно
формируется параллельно с развитием
основных психических процессов: мышления, внимания, памяти и восприятия.
Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года
приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200
слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он
пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего
словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются
прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия. Прилагательными
ребёнок обозначает:
- размеры предметов (большой, маленький);
- цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый,
чёрный);
- свойства предметов (сладкий, кислый, холодный,
горячий);
- качества (хороший, плохой);
- форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки,
фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы
из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже
короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в
речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).
Грамматические особенности речи
Основное наполнение
детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные
предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в
своей речи родители малыша.
Вопросительные предложения пока задаются
интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать
вопросительные слова: где, почему, когда, как.
Звукопроизношение
Органы произношения на третьем году
жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают
более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается
много трудностей.
Чаще всего страдает произношение шипящих
звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася –
каша, сяпка – шапка, коська – кошка). К трем годам в речи ребенка появляются
звуки С и З. Но пока могут отсутствовать звуки Ц, шипящие и сонорные
(Л,Ль,Р,Рь)
Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает,
меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же
самые звуки он произносит безупречно.
Норма речевого развития от 2 до 3 лет
Ребёнок этого возраста свободно
ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и
действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму
сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но
в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие
тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает
простые загадки с подсказками в тексте.
Его пониманию недоступны отвлечённые
категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические
ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы,
произносимые малышом, чаще всего простые, состоящие из 3-4 слов. Малышам 2-3
лет недоступна шепотная речь.
Признаки задержки развития речи
Поводом для тревоги у родителей
двух-трехлеток становится полное отсутствие речи или ограниченное количество
имеющихся слов. Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать
его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него
темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих
нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается
стратегия речевого поведения родителей малыша.
Кроме бедного словарного запаса,
задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:
·
ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется
при ответе на вопросы взрослого;
·
активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
·
дети с трудом строят даже короткую фразу;
·
в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков,
замещение одного звука другим;
·
при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или
подёргивание мышц лица;
·
он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется
ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
·
у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных
картинок, состоящих из четырёх частей.
Как избежать задержки развития речи
Чтобы развитие речи у детей 2 лет
соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие.
Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:
- Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося
слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка
неправильно произносимые им слова.
- Помогать малышу с накоплением активного и
пассивного словаря.
- Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
- Совершенствовать звукопроизношение детей третьего
года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
- Использовать для развития речи лучшие образцы
детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.
Полноценное развитие детей 2 лет
невозможно без усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве
предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные
пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские
и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством
взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.
Пальчиковая гимнастика включается в
развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста, стимулирует речевые
области головного мозга.
Расширение пассивного словаря лучше
всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы
едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Очень полезно рассматривать
предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают
внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это
значительно обогащает детскую речь в 2 года.
Развитие речи у 2-летних детей идёт во
многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа
родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей
высказываться и задавать вопросы. Знакомство детей с фольклором – образцами
художественной речи, проверенными временем, стимулирует развитие речи малыша.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2024
Дата обновления: 18.10.2024
Дата публикации: 18.10.2024