РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

27.01.2025

Интенсивный рост и развитие ребёнка происходит в дошкольном возрасте. Развиваются все психические процессы в организме, речь.

От уровня овладения связной речью зависит умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, а так же, впоследствии, успешность обучения детей в школе.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Развивать речь ребенка можно не только в любых ситуациях, но и во всех режимных моментах.

Правильно составленные  режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.

В дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра. В режимных моментах она необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру.

Во все режимные моменты включаются игры по развитию речи. Игра пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры можно включать множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно.

Несколько примеров загадок:


Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

 

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка.)

 

Худая девчонка —

Жесткая челка,

Днем прохлаждается.

А по утрам да вечерам

Работать принимается:

Голову покроет

Да стены помоет. (Зубная щетка.)

 

Белая река

В пещеру затекла,

Чистит добела. (Зубная паста.)

 

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (Мочалка.)

 

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (Расческа.)

 

Железный ежик

С резиновой кожей

Вниз иголками идет,

Иглами траву гребет. (Массажная щетка.)

 

Мамы всех им укрывают,

Но оно всегда сползает

И куда-то убегает...

Только утром, на рассвете,

Вновь накрыты этим дети.Хочу такой сайт

Если прочитать сначала,

Укрывают ... (одеялом).

 

Оно ложится на кровать,

Чтоб нас с тобою укрывать. (Одеяло.)

 

Много пуха, но не птица,

День и ночь в мешке таится.

Если к ней щекой прижаться,

То цветные сны приснятся. (Подушка.)

 

Четыре уха,

А перьев не посчитать. (Подушка.)

 

Стелют на матрац меня,

Называюсь ... (простыня).


 

Во время утреннего подъема можно поговорить о настроении ребенка, о любимой игрушке (если ребенок спит с игрушкой), потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге. Посмотрев в окно обсудить время года, погоду, что нужно одеть, выходя на улицу.

Так, во время одевания или раздевания детей, разговаривайте с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д. Обращайте внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку, петельки для пуговиц и т.п.), обуви (шнурки, замок, подошва, ремешок и т.п.)

Со старшими дошкольниками можно обсудить с какого звука начинается слово, помогая сформировать звуковой анализ и синтез слов.

Играя в совместные игры с детьми или на прогулке,  можно предложить следующую игру «Кем я буду и каким?» - эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте:


Самолётом правит… -лётчик,

Стены выкрасил…-маляр,

Доску выстрогал…-столяр,

Трактор водит… -тракторист,

Электричку… -машинист,

За прилавком… - продавец,

Кто всё знает - молодец!


Так же на прогулке удобно будет провести игру «Пойми меня».

Например, выйдя с детьми на прогулку предложить вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев. Подобрать слова к слову «весенний» (ручей, дождь, цветок, лес и т. д.), к слову «осеннее» (облако, солнце, небо, утро, настроение и т. д.) Предложить детям подобрать противоположные по смыслу слова. Зима ушла, а весна, зама холодная, а весна, зимой надевают шубы, а весной, зимой ветер злой, а весной…

На прогулке можно проводить наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений предложить детям составить или придумать сказку, рассказ про объект наблюдения: про весёлого ручейка, про солнышко, про голубя, про первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д.

Во время пищи, привлекайте внимание детей к посуде, рассматрите и называйте ее форму и глубину, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Где стоит посуда, как нужно с ней обращаться. Обсудите приборы, которыми пользуетесь, в какой руке нужно держать ложку, из какого материала она сделана, как ею пользоваться. Потренируйтесь в образовании притяжательных прилагательных:

- Если ложка из металла, то она какая?

- Металлическая.

Из каких овощей сварен суп? Из чего делают котлеты? И множество других познавательных для малыша «Из чего?» и «Почему?»

Важный момент за столом – правила поведения, расскажите о них малышу.

Если вы ждете гостей, вместе с ребенком накрывайте на стол и проговаривайте, как это сделать правильно. Где хранятся продукты?  Сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице, салфетки в салфетнице и т.п. Где заварим чай? В чайнике. И т.п.

Игра «Ловушка». Накрывая на стол предлагайте поставить на него разные предметы, ребенок должен сказать «да» и хлопнуть в ладоши или «нет». Поставим на стол тарелки? «Да»! Поставим на стол табуретки? «Нет»! А где они должны стоять?

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

Развивать речь ребёнка, можно в течении дня, во всех режимных моментах c помощью потешек, стихов, чистоговорок

Говорите с ребенком всегда, чем бы вы не занимались! Обсуждайте и рассуждайте! Беседы с детьми в процессе режимных моментов обеспечивают накопление словаря и развитие речи малыша. Любая совместная деятельность укрепляет доверие к родителям, помогает сохранить добрые отношения по мере взросления и создает те самые впечатления детства, которые ребенок пронесет через всю жизнь!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.01.2025

Дата обновления: 27.01.2025

Дата публикации: 27.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».