27.01.2025
Интенсивный
рост и развитие ребёнка происходит
в дошкольном возрасте. Развиваются все
психические процессы в организме, речь.
От
уровня овладения связной речью зависит умение общаться с людьми и общее
интеллектуальное развитие,
а так же, впоследствии, успешность обучения детей в школе.
Проблема развития речи является одной из
актуальных. Развивать речь ребенка можно не только в любых ситуациях, но и во
всех режимных моментах.
Правильно
составленные режимные моменты дня
имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь,
они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной,
трудовой), тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
В дошкольном детстве ведущей деятельностью
является игра. В режимных
моментах она необходима для снижения психических и физических
нагрузок. Игра развивает язык,
а язык организует игру.
Во
все режимные моменты включаются
игры по развитию речи. Игра пополняет
и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение
правильно выражать свои мысли.
Мы
знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать.
Поэтому в игры можно включать множество загадок. Совсем не важно, что некоторые
из них не отгадываются детьми самостоятельно.
Несколько
примеров загадок:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
Худая девчонка —
Жесткая челка,
Днем прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет. (Зубная щетка.)
Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела. (Зубная паста.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Мочалка.)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (Расческа.)
Железный ежик
С резиновой кожей
Вниз иголками идет,
Иглами траву гребет. (Массажная щетка.)
Мамы всех им укрывают,
Но оно всегда сползает
И куда-то убегает...
Только утром, на рассвете,
Если прочитать сначала,
Укрывают ... (одеялом).
Оно ложится на кровать,
Чтоб нас с тобою укрывать. (Одеяло.)
Много пуха, но не птица,
День и ночь в мешке таится.
Если к ней щекой прижаться,
То цветные сны приснятся. (Подушка.)
Четыре уха,
А перьев не посчитать. (Подушка.)
Стелют на матрац меня,
Называюсь ... (простыня).
Во время
утреннего подъема можно поговорить о настроении ребенка, о любимой игрушке
(если ребенок спит с игрушкой), потренировать в произношении ласковых форм
слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге. Посмотрев в окно
обсудить время года, погоду, что нужно одеть, выходя на улицу.
Так,
во время одевания или раздевания детей, разговаривайте с ними о том, что они
надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т.
д. Обращайте внимание на
детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку, петельки для пуговиц
и т.п.), обуви (шнурки, замок,
подошва, ремешок и т.п.)
Со
старшими дошкольниками можно обсудить с какого звука начинается слово, помогая
сформировать звуковой анализ и синтез слов.
Играя
в совместные игры с детьми или на прогулке, можно предложить следующую игру «Кем я
буду и каким?» - эта игра посвящена будущему ребят, о котором они
начинают мечтать уже в старшем дошкольном
возрасте:
Самолётом
правит… -лётчик,
Стены
выкрасил…-маляр,
Доску
выстрогал…-столяр,
Трактор
водит… -тракторист,
Электричку…
-машинист,
За
прилавком… - продавец,
Кто
всё знает - молодец!
Так
же на прогулке удобно будет провести игру «Пойми меня».
Например,
выйдя с детьми на прогулку предложить вспомнить названия весенних (осенних,
зимних, летних) месяцев. Подобрать слова к слову «весенний» (ручей,
дождь, цветок, лес и т. д.), к слову «осеннее» (облако,
солнце, небо, утро, настроение и т. д.) Предложить детям подобрать противоположные по
смыслу слова. Зима ушла, а весна, зама холодная, а весна, зимой надевают шубы,
а весной, зимой ветер злой, а весной…
На
прогулке можно проводить наблюдения за живой и не живой природой. После
нескольких наблюдений предложить детям составить или придумать сказку, рассказ
про объект наблюдения: про весёлого ручейка, про солнышко, про голубя, про
первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д.
Во
время пищи, привлекайте внимание детей к посуде, рассматрите и называйте ее
форму и глубину, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана,
количество ее на столе. Где стоит посуда, как нужно с ней обращаться. Обсудите
приборы, которыми пользуетесь, в какой руке нужно держать ложку, из какого
материала она сделана, как ею пользоваться. Потренируйтесь в образовании
притяжательных прилагательных:
-
Если ложка из металла, то она какая?
-
Металлическая.
Из
каких овощей сварен суп? Из чего делают котлеты? И множество других
познавательных для малыша «Из чего?» и «Почему?»
Важный
момент за столом – правила поведения, расскажите о них малышу.
Если
вы ждете гостей, вместе с ребенком накрывайте на стол и проговаривайте, как это
сделать правильно. Где хранятся продукты? Сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в
маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице, салфетки в
салфетнице и т.п. Где заварим чай? В чайнике. И т.п.
Игра
«Ловушка». Накрывая на стол предлагайте поставить на него разные предметы,
ребенок должен сказать «да» и хлопнуть в ладоши или «нет». Поставим на стол
тарелки? «Да»! Поставим на стол табуретки? «Нет»! А где они должны стоять?
Такие
беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в
произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.
Развивать
речь ребёнка, можно в течении дня, во всех режимных моментах c помощью потешек,
стихов, чистоговорок
Говорите
с ребенком всегда, чем бы вы не занимались! Обсуждайте и рассуждайте! Беседы с
детьми в процессе режимных
моментов обеспечивают накопление словаря и развитие речи малыша. Любая совместная деятельность укрепляет
доверие к родителям, помогает сохранить добрые отношения по мере взросления и
создает те самые впечатления детства, которые ребенок пронесет через всю жизнь!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2025
Дата обновления: 27.01.2025
Дата публикации: 27.01.2025