Программа по нетрадиционному рисованию для детей от 5 до 7 лет. I. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение. Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Программа по дополнительной общеразвивающей услуге по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Содержание направлено на достижение цели: развитие художественно – творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения и решения следующих задач: Развивающих: формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательных: закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательных: воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры): (для детей 5-6 лет): проявилась творческая активность при выборе нетрадиционных способов изображения; повысились качественные характеристики детских работ: рисунки стали более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные; повысился уровень коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками; повысился у воспитанников уровень представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества. (для детей 6-7лет): сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу. II. Содержательный раздел. Формы работы: коллективное творчество, самостоятельная и игровая деятельность, ситуации общения; игровые обучающие ситуации; интегрированные занятия с элементами кооперации; творческие мастерские. Способы: Тампонирование, рисование по мокрому, рисование солью, крупами, песком, граттаж, рисование, расческой, зубной щеткой, пеной для бритья и т.д. Методы: Наглядные методы: наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях), иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты), видеометод. Практические методы: упражнения, синхронное рисование, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов; творческие игры). Средства: общение взрослых и детей, художественная литература, культурная языковая среда, изобразительное искусство, музыка, театр, ИКТ. III. Организационный раздел Программа по дополнительной образовательной услуге «Нетрадиционные техники рисования «Волшебные краски» рассчитана на 2 года обучения (с 18 сентября по 31 мая) и рекомендуется для занятий с детьми с 5 до 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятий в месяц. Количество занятий– 36 в год. Длительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут. Длительность занятия для детей 6-7 лет – 25-30 минут. Методические пособия: 1. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 3. Корчаловская, Н.В., Посевина, Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д «Феникс», 2004. 4. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 5. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. 6. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. 7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2006. 8. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Отв. ред. Комарова Т.С. Ярославль: Академия Развития, 2006. 9. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Отв. ред. Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 10. Рисование с детьми дошкольного возраста. /Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 10. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 11. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия Развития, 2006. Используемый материал: Альбомные листы, гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, кисти для рисования, для клея, клей-карандаш, клей ПВА, художественный и природный материалы. Цель проведения диагностики выявить уровень овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать; выявить умение создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения. 1. Уровень овладения детьми техническими навыками. Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения. Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога. Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла. 2. Уровень овладения детьми создания художественного образа. Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение. Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами. Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние. 3. Уровень овладения детьми композиционными навыками. Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует. Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива. Высокий - композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично. 4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа. Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко); Средний– цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов. Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы. 5. Оригинальность рисунка. Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение. Средний - отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения. Высокий - есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение. II. Содержательный раздел для 5 до 6 лет. Название занятия Интеграция областей Речевое развитие. Сентябр 1 «Путешествие в золотистый лес» Познавательное ь ( Рисование развитие. поролоном по трафарету) 2 «Осенние разноцветные листья» (Печатание листьями) Программное содержание Оборудование Познакомить с чудесным свойством Трафареты, поролоновые цвета преображать окружающий мир, губки, листы бумаги, с теплыми и холодными цветами. тарелочки с краской, Познакомить со свойствами стаканчики с водой, различных художественных влажные салфетки. материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Аудиозапись, листья разных пород деревьев, панно с нарисованными стволами разных деревьев, гуашь, кисти, стаканчики с водой; салфетка, корзинка для сбора листьев. Сентябр 3 «Осеннее Речевое развитие. ь превращение леса» Познавательное (Различные развитие. техники) Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Листы белой бумаги, гуашь, акварель, две кисти: толстая и тонкая, поролон, листья деревьев, стаканчики с водой, салфетки. 4 «Дерево колдуньи» Речевое развитие. (Кляксография) Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие Октябрь 1 «Морские рыбки» (Рисование + аппликация) Речевое развитие. Познавательное развитие. 2 «Как прекрасен этот Речевое развитие. мир» Познавательное (Рисование + развитие. аппликация) Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Листы белой бумаги, гуашь, акварель, стаканчики с водой, кисти, коктейльные трубочки, салфетки, ноутбук. Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Развивать чувственноэмоциональное восприятие окружающего мира. Восковые мелки, акварель, плотные листы бумаги, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать воображение, Иллюстрации с объектами природы, бумага формата А-3, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисти жесткие и мягкие, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. Октябрь 3 «Подарок для бабушки» (Различные техники) 4 «Невиданный зверь» (Жесткая кисть, мягкая кисть) Ноябрь 1 «Космический коллаж» (Рисование + аппликация) Речевое развитие. Познавательное развитие. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма. Развитие эстетического восприятия и воображения, творческой активности, умения дополнять создаваемый образ интересными деталями; Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Плотные листы бумаги, гуашь, цветная бумага, ватные палочки, простой карандаш, разноцветные веревочки, стаканчик с водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Воспитывать эстетическинравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Формировать чувство композиции. Учить объединять разные техники в одной работе. Альбомные листы, кисти с жесткой и мягкой щетиной, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе Листы черной, темно – синей или темно – фиолетовой бумаги альбомного формата, бумажные или пластиковые стаканчики, бумаги, способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к новым техникам рисования. средство для мытья посуды, трубочки, маленькие листы белой бумаги в ¼ альб.листа, цветная бумага разных цветов, ножницы, гуашь, кисти, клей. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса; способствовать развитию усидчивости. Альбомные листы с силуэтом собаки, кисти с жесткой щетиной, гуашь, стаканчики с водой. Салфетки. 3 «Поздняя осень» Речевое развитие. (Техника «влажным Познавательное по влажному») развитие. Познакомить детей с новой для них техникой. Упражнять детей в рисовании красками. Учить рисовать гуашью, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Альбомный лист или белый картон, губка, акварель, кисточки разных размеров, стаканчик для воды 4 «Аквариум» (Техника процарапывания) Учить воплощать задуманный замысел. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка, влажная салфетка. 2 «Мой маленький друг» (Техника тычка) Ноябрь Речевое развитие. Познавательное развитие. самостоятельность в выборе сюжета. Декабрь 1 «Первый снег» (Монотипия, рисование пальчиками) 2 «Снежинки» (Пуантилизм) Декабрь 3 «Веселый лужок» (Различные техники) 4 «Зимний лес» (Набрызг) Речевое развитие. Познавательное развитие. Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Совершенствовать навыки. Развивать образное представление, воображение. Альбомные листы, мисочки с гуашевой краской, кисти различных размеров, стаканчики с водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Упражнять детей в рисовании ватными палочками, развитие воображения. Продолжать знакомить детей с различными техниками рисования. Гуашь, тонированные листы бумаги, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Акварель, гуашь, печатки, ватные палочки, трубочки, стаканчики с водой, салфетки Речевое развитие. Познавательное развитие. Учить изображать деревья, изучать строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызгом. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Репродукции с зимним пейзажем, альбомный лист, зубная щетка, гуашь. Воспитывать аккуратность при работе. Январь Каникулы 1 «Елочка нарядная» Речевое развитие. (Рисование Познавательное пальчиками, оттиск развитие. поролоном) Закрепить умение изображать елочные игрушки. Создать праздничное настроение, развивать воображение, самостоятельность в выборе цветовой гаммы Альбомный лист, мисочки с краской, штемпельные подушечки из тонкого поролона, стаканчики с водой. Салфетки. 2 «Дед Мороз» (Гуашь + соль) Речевое развитие. Познавательное развитие. Научить новому приему оформления Альбомный лист, гуашь, изображения: присыпание солью по кисточки, вода, салфетки, мокрой краске для создания соль. объемности изображения. 3 «Зимний пейзаж» (Печать по трафарету). Речевое развитие. Познавательное развитие. Февраль 1 «Зимние напевы» (Набрызги) Речевое развитие. Познавательное развитие. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить печатать с помощью трафарета. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, формировать умение передавать цветовую гамму, развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Продолжать развивать фантазию и воображение. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для Январь Альбомный лист, трафарет – пейзаж, губка, гуашь, тонированные листы бумаги голубого цвета, стаканчики с водой, салфетки. Альбомные листы, иллюстрации с зимними забавами, зубные щетки, трубочки, краска синего и черного цветов. получения нужного оттенка. 2 «Дымковская Речевое развитие. игрушка» (конь) Познавательное ( Оттиск печатками) развитие. Февраль 3 «Музыкальный рисунок» (Различные техники) Март Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Развивать мелкую моторику рук. Фигурки дымковских игрушек, силуэт дымковской игрушки на картонной тарелочке, печатки, гуашь, кисточки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Развивать чувство цвета посредством Альбомный лист, гуашь, музыки и рисования. Стимулировать кисти, стаканчик с водой, творчество детей к импровизации с салфетки. цветовым пятном .Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. 4 «Необычные машины» (Оттиск пробкой и печатками) Речевое развитие. Познавательное развитие. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление, соответствующие цветовые сочетания. 1 Открытка для мамы «8 Марта» ( Печать по трафарету) Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Учить украшать цветами открытку Трафареты цветов, для мамы. Закрепить умение воздушные фломастеры, пользоваться знакомыми техниками. гуашь, кисти, листы, сложенные как открытка. 2 «Семеновские Речевое развитие. Познакомить с семеновскими Альбомный лист, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ», акварель, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, салфетки. Иллюстрации с матрешки» Познавательное (Оттиск печатками) развитие. Март Апрель 3 «Лебеди» (Различные техники) матрешками. Развивать изображениями цветовосприятие. Развивать чувство хохломских изделий, композиции и ритма. Семеновской матрешки, затонированные силуэты матрешек, гуашь, кисти, ватные палочки, «палочки – тычки», стакачики с водой. Речевое развитие. Познавательное развитие. Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками через овладение более сложными приемами работы, развивать умение сочетать в одной композиции несколько различных техник. Простые и цветные карандаши, мисочки с гуашью, ватные палочки, коктейльные трубочки, альбомный лист, салфетки. 4 «Животные жарких Речевое развитие. стран» Познавательное (Рисование простым развитие. карандашом) Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом. Учить аккуратной работе с клеем, усидчивости, стремлению передавать в работе правильное сочетание цветов. Изображения животных жарких стран, альбомный лист, простые карандаши, салфетки. 1 «Красивые бабочки» (Рисование пальчиками) Речевое развитие. Познавательное развитие. Совершенствовать умение работать в данной технике. Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки. Развивать творческое воображение. Альбомный лист, пальчиковые краски, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. 2 «Рыбки в Речевое развитие. Учить детей рисовать акварелью, Акварель, трафарет, губка, аквариуме» (Рисование губкой по трафарету) Апрель Май 3 «Смешные рожицы» (Рисование пальчиками) Познавательное развитие. используя при этом трафарет и губку. альбомный лист, кисть, Учить воплощать задуманный стаканчик с водой, замысел. Развивать чувство влажная салфетка, композиции. Вызвать желание трубочки. передавать свои впечатления от восприятия предметов, подводить их к осознанию выразительного образа. Речевое развитие. Познавательное развитие. Совершенствовать умение работать в данной технике. Развивать воображение. Обобщить представления о космосе, о планетах. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Альбомный лист, пальчиковые краски, стаканчик с водой, салфетка. 4 «Ворона» Речевое развитие. (Акварель + манка) Познавательное развитие. Упражнять в смешивании и Плотный картон, клей разведении гуаши с манкой, ПВА., щетинная кисточка расширять представления о форме, для клея, манная крупа, размере и цвете предметов. Развивать простой карандаш, ластик, изобразительные навыки и умения. акварель, кисти, вода, Создать условия для салфетка, контур. экспериментирования с разными худ. материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. 1 «Аквариум» (Техника процарапывания) Познакомить детей с техникой процарапывания. Упражнять детей в рисовании восковыми мелками. Воспитывать эстетическо нравственное отношение через отражение в своем творчестве. Речевое развитие. Познавательное развитие. Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка. 2 «Зачем человеку зонт» (Работа с трафаретом.) Май Речевое развитие. Познавательное развитие. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, развивать технические умения –вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом. Отработка плавного, непрерывного движения рук. Альбомный лист, трафареты гуашь, стаканчик с водой, салфетка. 3 «Праздничный Речевое развитие. салют над городом» Познавательное (Восковые мелки, развитие. акварель) Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. Акварель, разные кисти (мягкая и жесткая), восковые мелки, альбомный лист-А4, баночки для воды, тряпочки. 4 «Красивый пейзаж» Речевое развитие. (Рисование песком) Познавательное развитие. Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Развивать чувство цвета. Световой стол для рисования песком, кварцевый песок, видео «мастер – класс». Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Трафареты, картинки с разными овощами, гуашь, поролоновые губки, листы бумаги, тарелочки с краской, стаканчики с II. Содержательный раздел для 6 до 7 лет Сентябр 1 «Королева Гуашь в Речевое развитие. ь гостях у ребят» Познавательное развитие. водой, влажные салфетки. 2 «Три царевны Речевое развитие. Гуашевого царства» Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Сентябр 3 «Черешня» ь (Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи) 4 «Заколдованный лес» (Кляксография) Заинтересовать детей смешиванием Аудиозапись, панно с красок для получения новых цветов и нарисованными стволами оттенков. разных деревьев, гуашь, Учить детей наносить один слой кисти, стаканчики с краски на другой методом тычка. водой; салфетка, корзинка для сбора листьев. Речевое развитие. Познавательное развитие. Развивать навыки изображения при Листы белой бумаги, помощи точек. Учить рисовать ягоды простые карандаши, методом тычка. гуашь, акварель, две кисти: толстая и тонкая, стаканчики с водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Октябрь 1 «Осенние листья» Речевое развитие. (Симметрия. Познавательное Рисование с натуры) развитие. Листы белой бумаги, гуашь, акварель, стаканчики с водой, кисти, коктейльные трубочки, салфетки, ноутбук. Формировать представления детей об Восковые мелки, оси симметрии предметов. акварель, плотные листы Познакомить с техникой отпечатки бумаги, цветная бумага, листьев. салфетки, стаканчики с Развивать чувственно-эмоциональное водой. восприятие окружающегo мира. 2 «Летят перелётные Речевое развитие. птицы» Познавательное (Коллективная развитие. композиция Перспектива.) Формировать представления детей о законах перспективы. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. Иллюстрации с перелетными птицами , бумага формата А-3, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисти жесткие и мягкие, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. Октябрь 3 «Необычная Речевое развитие. посуда» Познавательное (Светотень. Оттиск развитие. пробкой, печатками из ластика) Формировать представления детей о светотени предметов. Упражнять в комбинировании различных техник. Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. Трафареты, плотные листы бумаги, гуашь, цветная бумага, пробки, ластики, простой карандаш, , стаканчик с водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Формировать представления детей о композиции. Учить создавать фантазийные образы. Учить объединять разные техники в одной работе. Альбомные листы, кисти с жесткой и мягкой щетиной, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. 1 «Машины на улицах Речевое развитие. города» Познавательное (Коллективная развитие. композиция) Социально- Формировать композиционные умения; совершенствовать изобразительные навыки. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Листы черной, темно – синей или темно – фиолетовой бумаги альбомного формата, 4 «Домик с трубой и сказочный дым» (Рисованиефантазирование) Ноябрь коммуникативное развитие Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги, способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к новым техникам рисования. бумажные или пластиковые стаканчики, средство для мытья посуды, трубочки, маленькие листы белой бумаги в ¼ альб.листа, цветная бумага разных цветов, ножницы, гуашь, кисти, клей. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Развивать навыки изображения при помощи линий. Учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий. Способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса; способствовать развитию усидчивости. Альбомные листы, наглядные картинки людей различных профессий, кисти с жесткой щетиной, гуашь, стаканчики с водой. Салфетки. 3 «Разговорчивый Речевое развитие. родник» Познавательное ( Пейзаж. Рисование развитие. пастелью) Познакомить детей с новым художественным материалом – пастелью; показать приёмы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушёвка). Альбомный лист или белый картон, губка, акварель, кисточки разных размеров, стаканчик для воды 4 «Выставка котят» Речевое развитие. (Тычок жёсткой Познавательное полусухой кистью) развитие. Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. Плотная бумага, жесткие кисти, иллюстрации с кошками, гуашь кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. 2 «Профессии, которые мне нравятся» (Линия - основной изобразительный элемент кистевой живописи.) Ноябрь Декабрь 1 «Весело качусь я Речевое развитие. под гору в сугроб» Познавательное (Рисование, развитие. аппликация) 2 «Зимний венок» (Рисование с натуры) Декабрь 3 «Веселый лужок» (Различные техники) 4 «Зимний лес» (Набрызг) Учить передавать сюжет доступными Альбомные листы, графическими средствами. мисочки с гуашевой Расширить возможности применения краской, кисти различных обрывной аппликации. размеров, цветная бумага, Совершенствовать навыки. Развивать стаканчики с водой, образное представление, салфетки. воображение. Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Учить рисовать с натуры еловую Гуашь, тонированные ветку, передавая особенности её листы бумаги, строения, окраски и размещения в натуральные еловые пространстве. Продолжать знакомить веточки, кисти, ватные детей с различными техниками палочки, стаканчики с рисования. водой, салфетки. Речевое развитие. Познавательное развитие. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Акварель, гуашь, печатки, ватные палочки, трубочки, стаканчики с водой, салфетки Речевое развитие. Познавательное развитие. Учить изображать деревья, изучать строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызгом. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Репродукции с зимним пейзажем, альбомный лист, зубная щетка, гуашь. Воспитывать аккуратность при работе. Январь Январь Каникулы 1 «Совы» Речевое развитие. (Тычок жёсткой Познавательное полусухой кистью) развитие. Закреплять умения детей рисовать Альбомный лист, мисочки методом тычка жёсткой полусухой с краской, жесткие кисти, кистью. Показать выразительные наглядные картинки с возможности, особенности рисования изображением сов, данными способами. Вызвать образец, стаканчики с интерес, отзывчивость, водой. Салфетки. эмоциональный отклик к творческой деятельности. 2 «Верблюд в пустыне» («Расчёсывание» краски) Речевое развитие. Познавательное развитие. Ознакомить детей с новым приёмом Альбомный лист, гуашь, рисования «расчёсывание» краски. кисточки, вода, салфетки, стека с зубчиками или пластмассовая вилка, изображения растений, животных пустыни. 3 «Дремлет лес под сказку сна». (Колорит) Речевое развитие. Познавательное развитие. Формировать у детей понятие о «колорите». Побуждать детей к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, формировать умение передавать цветовую гамму, развивать цветовосприятие, чувство композиции. Альбомный лист, трафарет – пейзаж, губка, гуашь, тонированные листы бумаги голубого цвета, стаканчики с водой, салфетки. 4 «Звонкие колокольчики» Речевое развитие. Познавательное Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; Заранее подготовленное соленое тесто, трафареты (Лепка из солёного развитие. теста) Февраль 1 «Кораблики в море» Речевое развитие. (Техника «Знакомая Познавательное форма – новый развитие. образ») совершенствовать изобразительную колокольчиков, гуашь, технику. кисти, стаканчики с Ознакомить с приёмами оформления водой, салфетки. лепной фигуры - выкладывание орнамента из бусин, пуговиц, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Учить рисовать корабли, используя в качестве шаблона ступню. Альбомные листы, иллюстрации с изображением моря и кораблей, образец, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. Лист бумаги, мисочка с гуашью, салфетки, кисть, салфетки светлых тонов, картинки с изображением пингвинов в их среде обитания. 2 «Пингвины на льдинах» (Рисование по мятой бумаге) Речевое развитие. Познавательное развитие. Познакомить детей с новым способом рисования «по мятой бумаге». Формировать у Детей умение рисовать нетрадиционным способом «по мятой бумаге». Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке Февраль 3 «Волшебные снежинки» (Краски зимы) Речевое развитие. Познавательное развитие. Учить строить круговой узор из Альбомный лист, гуашь, центра, симметрично располагая кисти, стаканчик с водой, элементы на лучевых осях или путём салфетки. наращивания элементов по концентрическим кругам. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Речевое развитие. Учить рисовать мужской портрет, 4 «Папин портрет» Альбомный лист, фото, (Рисование с опорой Познавательное на фотографию) развитие. Март Март передавая особенности внешнего вида, характер и настроение человека. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление, соответствующие цветовые сочетания. черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ», акварель, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, салфетки. 1 Открытка для мамы «8 Марта» ( Печать по трафарету) Речевое развитие. Познавательное развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Учить украшать цветами открытку Трафареты цветов, для мамы. Закрепить умение воздушные фломастеры, пользоваться знакомыми техниками. гуашь, кисти, листы, сложенные как открытка. 2 «Мы с мамой улыбаемся» (Парный портрет анфас) Речевое развитие. Познавательное развитие. Учить рисовать парный портрет. Развивать цветовосприятие. Развивать чувство композиции и ритма. Альбомные листы, фото, гуашь, кисти, ватные палочки, «палочки – тычки», стакачики с водой. 3 «Фантастические цветы» (Рисование по замыслу) Речевое развитие. Познавательное развитие. Познакомить детей с приёмами видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками через овладение более сложными приемами работы, развивать умение сочетать в одной композиции несколько различных Простые и цветные карандаши, мисочки с гуашью, ватные палочки, коктейльные трубочки, альбомный лист, салфетки. техник. Апрель Апрель 4 «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Узор на вырезанном силуэте) Речевое развитие. Познавательное развитие. Вызвать интерес к изображению рыбок в реке комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). Изображения рыбок, вырезанные силуэты, альбомный лист, простые карандаши, краски, кисточки, салфетки. 1 «У солнышка в гостях» (Рисование по мокрой бумаге) Речевое развитие. Познавательное развитие. Продолжать знакомить детей с новой Лист бумаги, мисочка с техникой гуашью, салфетки, кисть, «рисование по сырой бумаге». вода. Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой. Развивать мелкую моторику рук 2 «По замыслу» (Различные) Речевое развитие. Познавательное развитие. Совершенствовать умения и навыки Все имеющиеся в в свободном экспериментировании с наличии, стаканчик с материалами, необходимыми для водой, салфетка. работы в НТР. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику 3 «Красивые бабочки» (Рисование пальчиками) Речевое развитие. Познавательное развитие. Совершенствовать умение работать в данной технике. Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки. Развивать творческое воображение. Альбомный лист, пальчиковые краски, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. 4 «Звездное небо» (Набрызг, печать поролоном по трафарету) Речевое развитие. Познавательное развитие. Формировать умение создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных Лист бумаги, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, иллюстрации. техник. Май Май 1 «Верные друзья» Речевое развитие. (Тампонирование по Познавательное трафарету) развитие. Познакомить с печатью по трафарету и дорисовывать детали до определенного образа. Закрепить умение рисовать животных. Развивать воображение и творчество Бумага, трафареты животных, поролоновые штампы, гуашь, кисть, салфетки. 2 «Салют в День Речевое развитие. Победы» Познавательное (Тычок жесткой развитие. полусухой кистью) Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жѐсткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жѐлтый, красный, зелѐный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. Бумага А4, гуашь. Жесткая кисть, вода, стаканы непроливайка, салфетки 3 «Сказочный дом – гриб» (Различные) Речевое развитие. Познавательное развитие. Формировать умение у детей самостоятельно придумывать и изображать дом гриб, при помощи нетрадиционных техник рисования. Развивать воображение, фантазию. Лист бумаги, пластиковые стаканчики разных размеров, гуашь, жидкое мыло, трубочки для коктейля, салфетки, вода, кисти 4 «Красивый пейзаж» Речевое развитие. (Рисование песком) Познавательное развитие. Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Развивать чувство цвета. Световой стол для рисования песком, кварцевый песок, видео «мастер – класс». 5 Итоговая выставка Речевое развитие. Рассматривание с детьми рисунков. рисунков. Познавательное развитие. Поощрять их за работу в течение года. Выбрать лучшие работы.