Рабочая программа воспитания на 2024 - 2025 учебный год
Описание образовательной программы
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ ПГО № 40 (ООП ДО МБДОУ ПГО № 40 ). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6.б ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других…. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни.
Реализация программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного пространства.
При разработке рабочей образовательной программы воспитания учитываются ключевые идеи Концепции воспитания гражданина России в системе образования:- воспитание и развитие личности Гражданина России является общим делом;
- двойственная природа процесса
социализации человека, многофакторность и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в сетевом мире;
- непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности; - направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;- воспитание человека в процессе деятельности;
- единство и целостность процесса воспитания и развития
личности; - центральная роль развития личности в процессе образования; контекстный характер процесса
воспитания, единство ценностно-смыслового пространства
воспитания и развития личности.
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему «малой Родины», Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.
Реализация основной образовательной программы воспитания направлена на достижение результатов воспитания и личностного развития детей дошкольного возраста, которые определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нашли отражение в формировании личностных качеств гражданина, необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям:
-безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее наивысшей ценностью;
- осознание ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение человека;
- любовь к Отечеству, осознание себя гражданином России
– продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной ответственности за Россию;
-
признание ценности жизни и личности другого
человека, его прав и свобод,
признание за другим
человеком права иметь
свое мнение;
-
готовность к рефлексии
своих действий, высказываний и оценке их влияния на других людей;
внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека;
-
субъектность, активная жизненная позиция;
-
правовое самосознание, законопослушность; готовность в полной
мере выполнять законы
России; уважение к чужой собственности, месту постоянного проживания;
-
осознание себя гражданином многонациональной России, частью
народа, который создал
культуру; интерес и уважение
к культуре, русскому языку и языкам предков;
-
готовность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
страны и развитии
новых культурных направлений;
-
принятие и сохранение традиционных семейных ценностей
народов России; - уважение к различным вероисповеданиям, религиям;
-
забота о природе,
окружающей среде; экологическое самосознание и мышление; осознание
себя частью природы
и зависимости своей жизни и здоровья
-
от экологии;
-
забота о слабых
членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании
помощи социально-незащищенным гражданам;
-
осознание ценности образования; уважение к педагогу; готовность учиться на протяжении всей жизни; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию
во всех сферах жизни;
-
проектное мышление; командность; лидерство; готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству;
-
интеллектуальная самостоятельность; критическое мышление; познавательная активность;
-
творческая активность и готовность к творческому самовыражению;
-
свобода выбора и самостоятельность в принятии решений;
социальная активность и мобильность; активная
гражданская позиция;
-
уважение к труду,
осознание его ценности
для жизни и самореализации; трудовая
и экономическая активность.